Важно!

Что же делать с экстрасенсами и не только с ними?

Часть 1. Не о себе, но о своём

Станислав ЕРМАКОВ, Андрей ЛИ, специально для www.aeninform.org

Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов. Опыт словаря с пояснениями.

Вступительные тексты: Д. Гаврилов, С. Ермаков, Т. Фаминская
Словарные статьи и составление: С. Ермаков и Д. Гаврилов
Рецензенты: к. филос. н. И. Кребель, к. филос. н. Ю. Першин (Омский государственный университет), к. и. н. А. Клемешов (Московский государственный областной университет)

Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов. Опыт словаря с пояснениями / под общ. ред. С. Ермакова.
Бумажный вариант
М.: Издательство «Ладога-100», 2008. – 208 с.

Книга представляет собою первую и единственную в своём роде попытку обобщить на научной основе древнее и современное толкование мировоззренческих понятий русского язычества с учётом их взаимосвязей и соотношения друг с другом. Обращаясь к большому числу источников, авторы раскрывают смысловое наполнение слов, описывающих человека в его взаимоотношениях с миром и людьми.
Это позволяет проследить изменения и даже искажения смысла ряда древних понятий во времени, а особенно в наши дни.

Издание подготовлено при участии Научно-исследовательского общества «Северный ветер»

ISBN 978-5-94494-056-8
Р88
УДК 291:82(091):008
ББК 86.2:82.3(0)

© Указанные авторы, текст, 2008
© С. Ласточкин, оформление, 2008

От редакции

Наша новая серия не совсем обычна.
К нам постоянно обращаются за советами: как сделать то или другое, каковы особенности языческого мировоззрения, чем русское язычество отличается от естественных (природных) верований соседних или отдалённых народов, в чём их
родство? Из попыток ответить на все эти вопросы, из понимания, насколько нужен людям более или менее целостный и честный образ древнего и современного язычества, и родился замысел серии.

Пришло осознание необходимости предложить заинтересованным читателям скорее прикладные, нежели умозрительно-разыскательные и развлекательные издания. В известной степени проект серии таких изданий является прямым
развитием «Манифеста Языческой Традиции», выпущенного нами весной 2007 года и принятого за теоретическую основу на I съезде Международного общественного движения «Круг Языческой Традиции».

Содержание серии определено и уточнено путём опроса большого числа людей как в Интернете, так и лично. Точно так же, путём опроса, определена и примерная последовательность выпусков (общая численность респондентов – свыше двухсот человек, из них около пятидесяти являются представителями языческих общин и групп). Вот как, по мнению опрошенных, следует выстроить предложенные темы по степени важности:

  1. Традиционные посвящения. Обрядность переходного периода в жизни язычника.
  2. Языческие Боги и Богини. Функции и символика.
  3. Традиционные культовые места. Подбор, обустройство. Капища и боговы столпы.
  4. Календарь. Способы расчёта. Ключевые точки.
  5. Обереги, чиры, знаки, традиционные узоры.
  6. Домашняя бытовая обрядность.
  7. Обрядность ключевых моментов в жизни человека: свадьба, беременность, рождение ребёнка, похороны, тризна и т.п.
  8. Традиционная одежда. Изготовление. Смысл.
  9. Снаряжение, поход, лагерь.
  10. Традиционная обрядовая кухня.
  11. Традиционный лечебник и травник.
  12. Основы составления и чтения обрядовых слов и заговоров.

Мы не станем обещать, что последовательность окажется именно такой. Многое зависит от степени готовности рукописей и объёма работы над ними. Возможно, какие-то из заявленных тем будут объединены под одной обложкой. А некоторые темы, судя по ряду признаков, придётся, напротив, разбивать на части. Но это, что называется, рабочие вопросы.

Как бы то ни было, сегодня вы держите в руках «стартовое» издание в серии – «Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов», краткий толковый словарь ключевых понятий, которые отражают, на наш взгляд, мировосприятие язычников древности и перешли «по наследству» сегодняшним сторонникам Природной веры. Только постигнув глубинные смыслы этих понятий, только проникнувшись ими, современный язычник сможет постигнуть внутренние оттенки мира своего предка. Только при этом условии возможно истинное взаимопонимание между теми, кто уже сделал или делает сегодня свой выбор.

Содержание

От редакции

Рецензии

И. Кребель. Рецензия
Ю. Першин. Рецензия на книгу «Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов»
А. Клемешов. Рецензия на словарь «Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов»
Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов
Живой мир язычника

Словарь основных понятий

Устройство словарной части
Алатырь (латырь)-камень
Боги
Братчина
Власть
Вода
Воздух
Воля
Время
Годовое коло
Грех
Добро
Долг
Доля
Дорога (путь)
Душа
Жертва
Заговóр
Земля, Мать Сыра Земля
Имя
Камень
Капище, капь
Крада
Кровь
Курган
Лад
Лес
Межа
Мировая гора
Мировое древо
Навь
Небо
Оберег
Обряд
Община
Огонь
Переходы
Правда
Праздник
Предки
Пространство
Речь
Род
Рота́
Ряд
Свет Тот
Свет Этот
Своё – чужое
Слава
Сотворение мира
Среча
Старина
Суд
Судьба
Трапеза
Триединство, Триглав
Тризна
Тьма
Удача
Хлеб
Человек
Чур
Явь (Яво)
Язычество
Литература
Принятые сокращения
Об авторах