Важно!

Уфология в Поднебесной, или История исследований НЛО в Китае

Zhou Xiaoqiang, Beijing UFO Research Society
Чжоу Сяоцян, Пекинское общество уфологических исследований

Перевод Константина ШУВАЛОВА.

От переводчика:
Прошу учесть, что текст был написан несколько лет назад и с тех пор ситуация [в уфологии] в Китае несколько изменилась, но все же скорее "косметически", чем серьезно. Считайте, что информация в статье в достаточной степени отражает реальное положение дел.

Мифология сообщений об НЛО и их толкований: новое рассмотрение

Питер Роджерсон – один из старейших британских уфологов и исследователей непознанного, известный многочисленными скептическими (хотя, возможно, стоило бы сказать просто «трезвыми» эссе и расследованиями многочисленных случаев встреч людей с НЛО). П. Роджерсон – один из создателей психологической версии происхождения феномена НЛО.

Слева направо: Джон Харни, Джон Риммер, Неизвестный,Питер Роджерсон (шутливое фото из архива бюллютеня MUFOB)Слева направо: Джон Харни, Джон Риммер, Неизвестный,Питер Роджерсон (шутливое фото из архива бюллютеня MUFOB)

Он изучал случаи А. Виллас-Боаса и супругов Хилл, был членом Merseyside UFO Research Group (MUFOB) корреспондентом издаваемого ею бюллетеня, позднее – не без влияния Ж. Валле – получившего название «Магония», в честь легендарной страны чудес, откуда, по одной из гипотез, приходят к нам НЛО. Кстати, именно это издание, пусть и со множеством оговорок, первым в Европе поддержало направление, в котором работали Дж. Киль и Ж. Валле. На протяжении 99 номеров, вышедших с 1966 по 2008 г., «Магония» привлекала серьёзных и даже скептических исследователей различных феноменов, не в последнюю очередь благодаря тому, что, не отрицая существование оных, всё же стремилось сохранить свежую голову и непредвзятый подход.

Интересным образцом такого почти скептического подхода может послужить небольшая статья, перевод которой мы и предлагаем вашему вниманию. В ней интересно многое, причём интересно думающему читателю, который склонен сопоставлять и анализировать. Сорок лет, прошедших со времени публикации, конечно, позволяют смотреть на него свысока, но подождите! Право же, не всё так просто. Скорее всего, после некоторых размышлений вы согласитесь с идеей о том, что рассказы и сообщения о встречах с НЛО или любыми иными «вестниками Магонии» действительно подчиняются законам бытования мифа. Увы, чем дальше, тем сильнее кажется, что они берут от мифа самые худшие его черты. А далее массовое – мифологизированное! – сознание множит их, побуждая слабо обученных правильному думанию людей радостно ловиться на удочку вымысла.

Порою кажется, что этот процесс со временем лишь приобретает всё более необратимый характер.
Особый интерес представляет комментарий к статье, сделанный автором через тридцать с лишним лет. Способность критически переосмысливать собственные идеи, признавать ошибки – черта, присущая настоящему исследователю. Жаль, что таких в отечественной аномалистике сегодня крайне немного. Как следствие, многие достойные люди продолжают упорно исследовать мифологию непознанного, искренне полагая, будто изучают реальные НЛО и прочие феномены.

Впервые опубликовано: Merseyside UFO Bulletin, vol. 5, № 3, Summer 1972

Вплоть до недавнего времени один из основных мифов, связанных с НЛО, гласил, что они и есть тот самый Deus Ex Machina[1], который положит конец истории [1]. В последней статье Мишеля [2], эта тема, видимо, повторяется: НЛО становятся предшественниками нового изменения рода человеческого, которые будут осуществлять окончательный эволюционный прорыв, прокладывая непреодолимую пропасть между поколениями.

Эти ранние мифы сложились, пусть не в первую очередь, не только стараниями сторонников абсурдных УФО-культов, но и благодаря усилиям профессиональных создателей вымыслов: сочинителей комиксов и киносценаристов, писателей-фантастов, даже рекламодателей. Первый «великий контактёр» появился не из блаженной памяти калифорнийского «тарелочного сообщества», а из Голливуда в аллегорической научно-фантастической драме «День, когда Земля остановилась» (1951). Речь в ней идёт о появлении пророка Клаату на летающей тарелке. Его присутствие нарушает работу электрических устройств, в силу чего враги бессильны перед ним. Он проповедует всеобщий мир и мученически умирает за это, сражённый роботом Гортом, который начинает уничтожать всё сущее. Мир спасают только усилия двух простых граждан, вдовы и её сына, а их любовь временно воскрешает Клаату, но теперь только угроза разрушительной силы робот остается предотвращение войны.

Подобно позднейшим историям от контактёров, фильм был задуман как предупреждение против ядерной войны [3]. Его символика довольно сильна. Если человеческое начало в людях будет игнорироваться, то человечество окажется во власти стихии слепых технологий. Если мир и любовь будут отвергнута, то мир неизбежно придётся устанавливать путём террора. В тёмное время, когда он появился, фильм «День, когда Земля остановилась» произвёл глубокое впечатление. Культы контактёров росли и процветали, хотя практически ни один из них не был чем-то оригинальным. Многие из них выродились в фантазии и полностью забыты.

Инопланетянин-мессия Клаату из фильма «День, когда Земля остановилась»Инопланетянин-мессия Клаату из фильма «День, когда Земля остановилась»

Наиболее известные писатели-фантасты также используют легенды об НЛО в качестве основы для написания произведений, содержащих вымысел. В числе наиболее значимых – «Конец детства» Артура Кларка, ещё одна аллегория. Повелители, символические научные рационалисты, приходят из космоса, чтобы прекратить дрязги между людьми и создать на Земле рационалистическую утопию. Из заключительной главы видно, что эта утопия стерильна, её рационалистический материализм защищает от проявлений и силы человеческой личности, которые должна быть скрыты, пока человек не накопит достаточно мудрости. Качества эти проявляются в поколении божественных детей, чей приход означает конец мира, окончательный крах человека, его бесполезность. Видение Альфы и завершающей Омеги является одной из самых замечательных черт научной фантастики. Это образ науки и как творца, и как разрушителя. Миф о ребёнке-сверхчеловеке присутствует и в «Мидвичских кукушках» Джона Уиндема. Здесь мы также имеем дело с поколением «подменышей», которые обладают стихийными талантами и угрожают завершению истории.

В различных источниках можно проследить возрастающее влияние мифа об эльфах. Идея, которая, несомненно, начиналась как примитивное толкование рождения детей с отклонениями, приобрела новое значение. Растущие слухи о грядущем поколении детей, обладающих странными и сверхъестественными возможностями, приобретают различные формы. Так называемый «кросс-корреспондирующий» сценарий первых лет этого века, якобы продиктованный после смерти Майерса Гёрни и Сиджвику (основателям SPR – Британского общества психических исследований), утверждает, что большая часть ближайших мутаций человеческой расы управляется с «другой стороны» [4]. Подобные мифологические мотивы также возникают и при встречах с НЛО (например, в случае Appleton) и в чёрных магических культах сатанистов. Эти мифы выражают подсознательный страх и благоговение перед детьми, которые рассматриваются в качестве людей-носителей тёмных сил, неподвластных культуре.

Точно также расширяется ареал распространения мифа о взрослых, которых утаскивают в Магонию. В ней они либо гибнут, либо, подобно господину Винсенту [5], приобретают новые способности. Это переориентация и изменение людей либо отделяет их от других, либо отрывает от источника странного знания, которое невозможно передать. Мы ощущаем подобное в случае с доктором X [6, 7], когда появляется странный стигмат, не только напоминающий птицу, но и образующий, как отметил Джон Риммер [8], символическую фигуру: третий глаз в треугольнике. Третий глаз как символ знаменует повышение внутреннего осознания и зарождающееся расщепление личности.

В последние несколько лет, как отмечено выше, наблюдается отход от простых представлений к более сложной модели. Первые намёки появились при исследовании отчётов 1987 года о наблюдении дирижаблей, подобные легенды могли лечь в основу рассказов Жюля Верна [9]. В некоторые своих произведениях Верн касается развращающего влияния власти науки на идеалиста. Сила, первоначально предназначенная для помощи человечеству, развращает и разрушает её создателя. Символично, что развитие науки, последовавшее за появлением железных дорога, поставило под угрозу существование фермеров на Среднем Западе.

Джон Киль времён написания «Операции "Троянский конь"»Джон Киль времён написания «Операции "Троянский конь"»

Неуловимое смещение в сторону мифологии появилось благодаря усилиям Джона Киля и его сторонников.

Джон Киль в последние годы жизниДжон Киль в последние годы жизни

Основная идея Киля (и его британских коллег, таких как Гордон Крейтон[2]) сводится к тому, что темные силы угрожают человечеству, мешают ему полноценно развивать свои способности и могут уничтожить его. В попытке понять эту силу и Киль, и Крейтон обратились к примитивной вере в «элементалей», воздействие которого, как кажется, находит какой-то глубокий отклик в бессознательном. Как возникает этот миф?

Гордон Крейтон – экс-дипломат и редактор «Flying Saucer Reiew»Гордон Крейтон – экс-дипломат и редактор «Flying Saucer Reiew»

Само название «элементали» предполагает отождествление их с тёмными инстинктивными аспектами личности. Ребячество и общая враждебность по отношению к человеку, которые, как говорят, есть признаки элементарного, подтверждают это определение. В случае полтергейста имеются доказательства, что это так [10]. Полтергейст является проекцией эмоционального конфликта внешней реальности c внутренней реальностью разума. Полтергейст позволяет безвинно совершать антиобщественные действия. Аналогичным образом насильственные и сексуальные «послания», полученные при «автоматическом письма» и т. д. могут быть спроецированы на «злых духов», что позволяет высказать вытесненные желания.

Обложка журнал «Amazing Stories» c рассказом Ричарда Ш. Шейвера о подземных жителяхОбложка журнал «Amazing Stories» c рассказом Ричарда Ш. Шейвера о подземных жителях

«Примитивные» люди (как и современные дети) не имели представления ни о различии между живой и неживой природой, ни о причинности. Вся природа была полна духов, которые воплощали естественный порядок вещей и обладали качествами, соответствующими воплощаемому ими аспекту природы. Эти качества были антропоморфичны, черты человеческой личности процировались на окружающую среду. С появлением новых интеллектуальных религий старые мифы были загнаны в подполье, став символами тёмной инстинктивной стороны человека, которую отвергли новые религии.

Термин «элементарные» также создаёт представление и страшной бессмысленной власти, символическое соответствие которой можно найти в многочисленных сообщениях о «монстрах», «роботах» и т. д., напоминающих Горта в фильме «День, когда Земля остановилась». Рассказы об одноглазых гигантах из Южной Америки также являются аспектами этого символа. Циклопы совершенно бессмысленны и инстинктивны, самые низкие глубины умственной отсталостью способны послеродовой жизни. Присутствует также и намёк на слепоту, а роботоподобное поведение свидетельствует о дегуманизации человечества. В целом всё это является символом большой, но бессмысленной власти.

Слишком тесная связь с Магонией опасна. «[[Люди в чёрном]]» ([[MIB]]), таким образом, есть элемент обеспечения табу, поскольку наблюдавшие НЛО люди посягнули на территорию богов и заслуживают последующего возмездия.
MIB являются также и «цензорами», не дающими людям доступ к знаниям, которые смогут уничтожать их, знание и власть богов. Кроме того, «похищенным» не рекомендуется уносить с собою артефакты. Как ни парадоксально, тот же символ изображает MIB как стихийную силу, препятствующую раскрытию драгоценных тайн.

Функции MIB во многих сообщениях схожи с функциями призраков. Это «привидение из запасника» часто интерпретируется как купец или монах, а в женской форме как монахиня или вдова. Устойчивость подобных традиций указывает на значимость символа. В недавно появившейся народной песне MIB явно представляют тёмную, скрытую сторону человека, которую люди из всех сил пытаются не замечать.

В контексте мифологии НЛО MIB тесно связаны с Dero[3]. Dero имеет несколько важных символических аспектов. Очевидно, Dero, терзающее изнутри чувство ответственности за человеческую трагедию, есть символ тёмных атавистических сил бессознательного, а одновременно – символ дегуманизации, обусловленный неправильным применением знаний. Эта тема часто находит своё отражение в научной фантастике.

Ричард Шарп ШейверРичард Шарп Шейвер

Однако эти тёмные стороны Магонии отнюдь не образуют всю картину целиком. Мы уже видели символ солнечной девы [13], есть и другие символы аналогичного характера. Кил породил в некоторых кругах целую волну забавных разговоров о «гермафродитизме ангелов», но ангел-гермафродит присутствует как символ во многих культурах, знаменуя изначальное единство, примирение противоположностей. Этот образ не такая уж редкость и широко распространён в алхимической традиции.

Таким образом, миф о НЛО имеет двойственную природу, связанную как созиданием, так и с разрушением, а потом отражающую достижения науки и знание в целом. Этим он перекликается с мощным символическим пластом, который также может быть прослежен в литературе, особенно в научной фантастике. Помимо того, он служит средством «перевода» старых универсальных мифов на современный язык.

Миф о Магонии есть всеобъемлющий и универсальный человеческий опыт. Трудно описать его совокупный смысл. Магония кажется символом безличных, совершенно чуждых сил мира, и её двойственность представляет различные настроения природы. Это именно те аспекты человеческой личности, которые сближают его с природным миром, с бессознательным, с архаичной частью нас самих – той, которая подавляется цивилизацией. Они даруют нам наши наиболее яркие видения и самые страшные кошмары, крайности красоты и безобразия. Консерватизм и вневременность Магонии символизируют вечность природы, медленный ход геологического времени, по сравнению с которой продолжительность жизни человека незначительна. Её капризность идёт от природы, от нашей инстинктивной составляющей, её сила затмевает наши достижения, делая их бесполезными.

Наши замечания не следует понимать так, что феномен НЛО полностью имеет внутреннюю природу. Такой подход, несмотря на связанные с ним большие научные трудности, не следует сбрасывать со счетов, однако мифологический характер сообщений об НЛО справедлив независимо от физической природы «реального» феномена. Отношения между «реальным» и «мифологического» в области изучения НЛО – поле, плодородный для спекуляций, однако их лучше оставить писателям-фантастам.

Источники

  1. Rogerson, Peter, The UFO as an integral part of the apocalyptophilia and irrationality of the mid twentieth century, MUFOB , Vol. 4, No. 1, 5
  2. Michel, Aimé, An enigmatic figure of the XVII century, Flying Saucer Review , Vol. 18, No. 2, 3
  3. Baxter, John, Science Fiction in the Cinema , Barnes, 1970
  4. Salter, W.H., Zoar, London, 1961
  5. Michel, Aimé, The UFOs and history, Flying Saucer Review, Vol. 18, No. 3, 3
  6. Michel, Aimé, The strange case of Dr X, UFO Percipients, Flying Saucer Review Special Issue No. 30 , 3
  7. Michel, Aimé, The strange case of Dr X (part 2), Flying Saucer Review , Vol. 17, No. 6, 3
  8. Rimmer, John, private conversation with the author
  9. Clark, Jerome and Loren Coleman, Serpents and UFOs, Flying Saucer Review , Vol. 18, No. 3, 18
  10. Owen, A.R. George, Can We Explain the Poltergeist? , Helix Press, 1964
  11. Sandell, Roger, More on Welsh UFOs in 1905, Flying Saucer Review , Vol. 18, No. 2, 31
  12. Dale-Green, Patricia, Dog , Hart-Davies, 1966
  13. Rogerson, Peter, The sun maiden, MUFOB, Vol. 4, No. 2

Заметки о «Мифология сообщений об НЛО и их толкований: новое рассмотрение»

Прошлое подобно загранице – там всё по-другому.
Л.П. Хартли

Это эссе было написано летом 1972 года, почти в день моего двадцать первого дня рождения и, читая его, следует иметь в виду, что оно исполнено юношеской наивности, но, должен признать, содержит несколько формулировок и подходов, знакомство с которыми показывает, насколько далеко мы продвинулись за 36 лет.
Ссылки 2 и 5 на статьи французского уфолога Эме Мишеля следует исправить. Ссылка 2 переправляет нас к обзору «The UFOs and history», а в ссылке 5 под «загадочной фигурой» М. Винсента подразумевается Сент-Винсент де Поль[4], отсутствие сведений о жизни которого между 1605 и 1607 гг. Мишель посчитал таинственным, тем более, что он, по мнению исследователя, родился на ортотенической линии Байон–Виши. В работе «НЛО и истории» автор утверждает, что линия BAVIC[5] была структурой, посредством которой внеземной сверхразум может манипулировать человеческой истории.
Миф о подменыше. Пожалуйста, обратите внимание, это было написано примерно за 15 лет до того, как мотивы похищения пришельцами и гибридов между ними и людьми получили широкое распространение.
«Кросс-корреспондирующий сценарий». Прочтите мою работу «Стремящиеся умереть», чтобы получить представление о том, что происходило в действительности, и вы уже никогда не будете думать об Обществе психических исследований по-прежнему!
Появление странных стигматов. Мы вновь видим, что эти вопросы начали обсуждать задолго до того, как они стали расхожим товаром в лавках продавцов баек о похищениях.
Первобытные люди (как и современные дети)... О! Свидетельство отношения к теме, прослеживавшееся в литературе, которую я тогда читал, а также того, сколь недалеко мы в начале 1970-х гг. ушли от нашего колониального прошлого. Эта идея возникла у французского антрополога Люсьена Леви-Брюля, в основе её – колониалистские и расистские воззрения, которые были присущи предыдущим поколениям антропологов.
Впрочем, и сегодня есть антропологи, которые утверждают, что слияние общественного и природного сознания произошло при посредстве членораздельной речи, которая послужила спусковым крючком формирования современного поведения человека и стала причиной скачка творческих способностей, который последовал около 50 000 лет назад.
Прежде чем получить ярлык «примитивного», анимизм по сути является человеческой универсалией, хотя под влиянием культурных установок в разные времена и в разных местах он подвергался гонениям.
Сегодня я сказал бы, что элементали, или мелкие сверхъестественные существа (джинны, демоны, боггарты, феи и т. п.), являются олицетворением сил дикой природы или фигурами-посредниками природой и культурой. Понятие «элементаль», конечно, не «примитивное», оно изобретено первыми алхимиками Нового времени.
Я хотел бы также пересмотреть большую часть психологизмов в духе К.Г. Юнга в сторону более общих понятий среды обитания и дикой природы.

[1] «Deus ex machina» – «бог из машины»; выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора. – Пер.

[2] Гордон Крейтон – лингвист, фольклорист, сотрудник Форейн Офиса, редактор журнала «Flying Saucer Reiew».

[3] Dero, deros (от detrimental robots) – персонажи из визионерских книг американца Ричарда Шарпа Шейвера (1907–1975). Он утверждал, будто ещё в 1920-х вступил в телепатический контакт с жителями подземного мира и, хотя печатал свои странные сочинения в фантастических журнала, уверял, что в них содержится истинная правда. Наиболее известны его сочинения из серии «Книги камней». На деле эти рассказы – типичные истории типичного контактёра, где в странной пропорции смешаны болезненные видения, трансперсональный опыт и откровенные фантазии. Dero оказали немалое влияние на научную фантастику, кино и т. п. Надо сказать, что великое множество искренне заблуждающихся людей, а также весьма сомнительных личностей в наше время пытаются явить людям лишь слабое подражание изложенного ещё полвека назад Шейвером. Ничто не ново в этом мире!

[4] Викентий (Винсент, Венсан) де Поль (фр. Vincent de Paul, 24 апреля 1581 года – 27 сентября 1660 года) – католический святой, основатель конгрегации лазаристов и конгрегации дочерей милосердия.

[5] Во второй половине 1950-х гг. французский уфолог Эме Мишель (Michel) сопоставил сообщения о фактах наблюдения НЛО за одни сутки во время «фляпа» (резкого всплеска наблюдений НЛО) над территорией Франции в 1954 году. В итоге он обнаружил следующую закономерность: многие точки наблюдения пролётов и места их посадок располагались на линиях, образующих на поверхности Земли сеть квадратов со стороной 33 морские мили (или 61,116 км). 24 сентября 1954 г. строго на этой прямой произошло 6 наблюдений НЛО; шансы случайного совпадения составляли всего 1:100 000. Первая обнаруженная линия связывала города Байонн и Виши, вследствие чего получила название BAVIC line (BAyonne—VIСhy). Впоследствии Э. Мишель выделил ещё две прямые с большим числом одновременных наблюдений вдоль них и множество менее заметных линий. Наложенные на карту линии образовывали более или менее правильные квадраты, чьи границы и реперные точки, как правило, совпадали с разломами земной коры, руслами рек, горными хребтами и т. п.

Автор: Питер Роджерсон
Перевод С.Э. Ермакова (и, возможно, не до конца вычитанный; вычитанный опубликован в "Аномалии" № 3, 2012)