Важно!

Что же делать с экстрасенсами и не только с ними?

Часть 1. Не о себе, но о своём

Станислав ЕРМАКОВ, Андрей ЛИ, специально для www.aeninform.org

«Не стоит повторять расхожие заблуждения о тайнах и загадках»: интервью с Полом ДЕВЕРЁ

Пол Деверё (р. 1945, Великобритания) начинал как художник, имеющий степень в области изобразительного искусства. Участвовал в многочисленных коллективных выставках в Великобритании и Германии. Однако интересы его всё более смещались в сторону археологии и сакральных мест, вследствие чего он постепенно оставил творческую деятельность как художник и преподаватель, полностью сосредоточившись на когнитивных аспектах археологии и на той области, которые называют «антропология сознания».

Пол ДеверёПол Деверё

В течение двадцати лет (1976 – 1996) Пол Деверё редактировал и издавал легендарный журнал «Охотник за леями» («The Ley Hunter») и, в конце концов, сыграл значительную роль в крушении огромного количества современных мифов о леях – мифов, бытующих в движении «Нью Эйдж».

Он стал одним из зачинателей прославленного во всём мире «Проекта “Дракон”», участники которого исследовали – и порою небезрезультатно – древние культовые памятники в поисках доказательств их предполагаемых необычных свойств.

Проект “Дракон”», впоследствии «Сообщество “Проекта 'Дракон'”» (DPT), был основан в 1977 г., для осуществления междисциплинарных исследований некоторых доисторических памятников, которые, согласно представлениям, почерпнутым из фольклора или бытующим в наши дни, якобы обладают необычными свойствами или отмечены присутствием необычных энергий. Участники проекта, специалисты в разных областях знания, на добровольной основе много лет осуществляли приборное изучение ряда памятников в Великобритании и в других странах. В конце концов был сделан вывод, что большинство рассказов об «энергиях», скорее всего, не имеют под собою достаточного основания, а в ряде случаев являются порождением особых состояний сознания или психологических эффектов, возникающих в определённых местах. Однако также были получены и убедительные доказательства существования в ряде исследованных мест магнитных и радиационных аномалий, а также некоторые (правда, менее убедительные) свидетельства инфракрасных и ультразвуковых эффектов. Кроме того, было установлено, что места, которые выбирали строители мегалитов, как правило, отличаются повышенной частотой появления так называемых «земных огней».Ряд мест предварительно исследовали с привлечением даузеров и экстрасенсов, однако результаты этой работы не были опубликованы, а сами исследования остались незавершёнными. В 1990 г. в связи с ограниченностью средств было решено главный акцент в работе сместить в область взаимодействия между человеческим сознанием и средой древних культовых мест.

Ныне Пол Деверё – автор 26 книг, множества статей (в том числе в рецензируемых изданиях), фильмов, лектор, журналист – является основателем и соредактором журнала «Время и разум – журнал археологии, сознания и культуры», руководителем исследовательского отдела Королевского колледжа искусств, членом Королевского общества искусств, старшим научным сотрудником Международной лаборатории исследований сознания и т. п.

Большинству тех, кто всерьёз интересуется тайнами и загадками нашей планеты, имя Пола Деверё говорит о многом, а его мнение, вне всяких сомнений, является одним из наиболее авторитетных.

Именно поэтому «Аномалия» не без гордости представляет вам, уважаемые читатели, фрагменты интервью, которое он дал нашему вестнику 17 мая 2012 года в Санкт-Петербурге.

«Аномалия»: Вы уже несколько десятилетий занимаетесь исследованием земных мистерий, Ваши работы в этой области широко известны в мире. Те, кто всерьёз интересуются этой тематикой, наверняка заметили, что в последние годы Ваши исследовательские интересы несколько изменились. Раньше был «Проект “Дракон”», теперь применительно к ландшафтам и сакральной географии Вы говорите преимущественно о «духовных путях», или о «путях духов». Имеется ли в виду то, что называется «жизненный путь», или это некие реальные историко-географические образования?

П. Деверё: В первую очередь речь идёт об образе жизни людей древнего сообщества, живших племенным строем. Дело в том, что понятия «жизненный путь» и «путь на местности» у таких народов очень часто пересекаются и означают практически одно и то же. Кроме того, в некоторых традиционных культурах, практиковавших шаманизм, то есть использовавших внетелесный опыт и трансовые состояния, например, в Южной Америке, было в обычае делать на поверхности земли особую разметку. Люди рисовали линии, которые служили своего рода ориентиром для шаманов. С одной стороны, они верили, что, когда они выходят из тела, то движутся вдоль этих путей. С другой стороны, подобная разметка одновременно служит и способом преобразования ландшафта в соответствии с представлениями, которые существуют в данной культуре. Размеченный таким образом пейзаж наделяется священными свойствами, то есть становится предметом сакральной географии.

«А.»: В своё время Вы немало времени посвятили теме лей-линий. Многие считают, что это – очень важный феномен, который играет большую роль. А что Вы думаете о леях сегодня?

П. Деверё: Лей-линий не существует. Они – миф движения «Нью Эйдж». Впрочем, многие люди скажут, что это неверно, что такие линии чрезвычайно древние. В действительности же современное представление о леях сложилось только в 60-х годах прошлого века, на глазах у меня и моих товарищей. Первоначально считалось, что лей-линии пролегают вдоль древних дорог, их ещё называли прямыми дорогами. Однако в действительности, в реальной истории лей-линии никогда не существовали.
Альфред Уоткинс, который впервые сообщил о леях, предполагал, что это древние пути, проходящие между отмеченными посредством своеобразных маркёров местами захоронений, проведения традиционных ярмарок и тому подобное. Уоткинс и обратил на них внимание исследователей…

Единственный перевод на русский язык первой работы А. Уоткинса о леях (в которой, собственно, прозвучало понятие «лей-линия») опубликован в «Аномалии» № 2 за 2011 год. Причиной публикации этого весьма спорного текста стала необходимость представить концепцию лей-линий в её первоначальном виде.

Однако позднее, когда после Альфреда Уоткинса поисками лей занялось великое множество людей, они начали использовать для этой цели даузинг и самые разные другие способы. Сложилось совершенно иное, чем у Уоткинса, представление.
Двадцать лет я был главным редактором журнала «Охотник за леями». Огромный массив информации, который приходил к нам в редакцию, заставил многое осмыслить и сопоставить и на многое посмотреть по-другому.

Леи – плод множества ошибок, наложившихся одна на другую. Получилось, что в одну кучу оказались свалены и энергии земли, которые вполне реальны, и древние дороги, и водные жилы. И всё это стали называть леями. Поэтому когда сейчас говорят о леях, чаще всего ведут речь о совокупности разнородных образований, между собою никоим образом не связанных. В одном случае ошиблись даузеры: нашли, например, воду, но неверно истолковали результат. Фактически они измеряли то, что у них в голове. В другом – например, у индейцев майя – речь идёт о настоящих дорогах, следствием существования которых на поверхности земли стала вера в то, что и в воздухе существует нечто подобное.

Впрочем, исследование лей в конце концов подвело нас к изучению «спиритуальных путей», «путей духов», или «дорог мёртвых», которые известны повсеместно в Европе – в том числе, насколько я знаю, и в России, а также в Америке и Азии... Их упоминает ещё Шекспир, то есть представления о них действительно древние.

Пол имеет в виду «Двенадцатую ночь» У. Шекспира, где Пак в том числе говорит:Now it is that time of night,
That the graves all gaping wide,
Every one lets forth his sprite,
In the church-way paths to glide.
В последней строке буквально сказано: «Проплыть (пройти) по церковным путям», то есть по «путям мёртвых», однако во всех известных нам русских переводах Шекспира смысловой оттенок пути, причём пути священного, утрачен. Ср., например, пер. H.M. Сатина:
Теперь настала уж пора
Могилам разверзаться
И средь церковного двора
Покойникам являться
(Акт V. Сцена II)

Некоторые дороги духов невидимы, некоторые отмечены вполне зримыми знаками-маркёрами. Однако это вовсе не значит, что дороги духов и есть леи. Повторюсь, леи – реальность логическая, но не физическая. Мы их конструируем в уме, мысленно.

«А.»: А как насчёт распространённой в среде любителей аномальных мест идеи, что леи – некие энергетические образования?

П. Деверё: Первоначально эта идея принадлежит Джону Мичеллу… он, к сожалению, два года назад скончался. Просто мы как-то встречались с ним в одном из пабов в западном Лондоне, и когда Джон пришёл и сел, то он воскликнул: «Мне пришла в голову прекрасная идея!» – имея в виду, что леи – линии передачи энергии, подобные проводам. Но это была только идея, за ней ничего не стояло. А ведь, надо сказать, Джон всегда был вполне корректным исследователем и стремился проверять все свои идеи. Он не боялся отказываться от тех, которые не оправдали себя.

Джон Фредерик Карден Мичелл (9 февраля 1933 – 24 апреля 2009 г.) – знаменитый английский писатель, автор более сорока книг, влияние идей которого на умы характеризовали так: «Он покрыл карту лей-линиями, возродил интерес к британским ландшафтам и сделал Гластонбери столицей движения "Нью Эйдж"». Много лет сотрудничал с известным в мире журналом последователей Ч. Форта «Fortean Times». Сфера его интересов была чрезвычайно широка – от НЛО и Атлантиды до сакральной геометрии, Шекспира и трепанации черепа.

Боб Дилан в своё время очень чётко выразил то, что я хочу сказать, когда спел: «Чтобы жить за пределом закона, нужно быть честным».

«But to live outside the law, you must be honest» – строчка из песни Боба Дилана «Absolutely Sweet Marie» (1966).

Я имею в виду, что не стоит повторять расхожие массовые заблуждения о тайнах и загадках. Я знаю: многие люди оказываются разочарованными, когда слышат от меня, что представление о леях как об энергетических линиях неверно. Но говорить о том, будто леи передают энергию, некорректно.

К сожалению, на протяжении сорока лет, которые я занимаюсь этим вопросом, мне приходилось встречать множество людей, которые глубоко убеждены в обратном и не желают слышать никаких доказательств. Однако подобное представление есть всего-навсего ещё один миф движения «Нью Эйдж». Он разошёлся по миру, проник во множество книг, его до сих пор склоняют на различных лекциях и конференциях. Миф теперь живёт своей жизнью и с этим уже ничего нельзя поделать.
Энергии лей-линий не существует, но земные энергии, несомненно, существуют, как и водные жилы, и многое другое. Я знаю, идея энергии лей очень привлекательна для людей, но…

Когда работал «Проект “Дракон”», мы измеряли радиационный фон, магнитное поле, ультразвук... В каменном круге в Роллрайте были найдены аномалии на земле, на камнях и над ними.

См. статью Д. Роббертса «“Проект ‘Дракон’” и говорящие камни» в «Аномалии», 2011, № 2. До сих пор она, к сожалению, остаётся единственной доступной отечественному читателю публикацией такого уровня.

Так вот, когда мы вели там исследования, мы пригласили в том числе и даузеров и людей со сверхчувственными способностями. Мы подготовили для них планы местности с изображением её структуры на разной глубине, своего рода срезы, и спросили их: «Что вы можете сказать про эти планы?»

Все они находили разное, их результаты не совпадали. Единственное, что им удавалось отыскать корректно – некие точки, которые, как нам кажется, в действительности могут являться следами каких-то древних образований. В конечном итоге, даузеры согласились с тем, что никакой энергии нет.

В Греции мы исследовали известные с древнейших времён радиоактивные источники. Люди давно знают, что если пить эту воду в малых дозах, она способна исцелять. И люди построили специальные устройства, чтобы доставлять её на большие расстояния. Можно ли их рассматривать как средство передачи энергии?

Вот знаменитая лея св. Михаила, которая приведена на страницах вашего журнала. Я жил неподалёку и могу сказать, что многие объекты на самом деле расположены вовсе не на одной прямой, а находятся в стороне от линии визирования на две мили или более.
Так что, повторюсь, мысль о существовании неких собственно энергетических лей-линий всё же является мифом «Нью Эйдж». Для её сторонников мои слова, конечно, будут шокирующими – ведь они-то твёрдо знают, что эти энергетические линии существуют…

«А.»: Скажите, пожалуйста, Вы, как и прежде, предполагаете, что феномен НЛО можно объяснить с помощью гипотезы о «земных огнях»?

П. Деверё: Полагаю такую возможность вполне вероятной. Думаю, НЛО – экзотическая форма плазмы… Очень редкая, очень странная… Они порою напоминают животных, обладающих зачатками разума. В разных уголках мира мне самому доводилось несколько раз встречаться с подобными явлениями.

Впрочем, удовлетворительного объяснения этому феномену и его природе пока нет. Скорее всего, НЛО – порождение неких тектонических процессов. Не случайно в различных уголках Земли у разных народов мы можем найти рассказы о светящихся огоньках, которые указывают на клады, о летающих шарах, о фейри, о световых духах, о головах умерших при родах женщин, которые сияют и танцуют в темноте… Едва ли следует вести речь об инопланетянах, но люди упорно говорят, что видели именно аппараты, мечутся между слухами об авариях «летающих тарелок» и телах пришельцев.

Пару лет назад в Норвегии был поставлен интересный эксперимент, когда в лаборатории удалось создать такие условия, при которых могли бы появиться подобные образования. Действительно, исследователи смогли получить «танцующие огни», причём попутно был обнаружен весьма интересный эффект. С одной стороны камеры наблюдатель мог прекрасно видеть их, а когда обходил её, то уже ничего не было видно.

Моё личное – но это только моё личное! – мнение, что НЛО могут даже оказаться каким-то пока ещё неведомым нам видом энергии. То есть всё не настолько просто, мы пока действительно не знаем, что они такое. НЛО – весьма экзотическое явление, выходящее за рамки обыденного.

«А.»: По Вашему мнению, имеет ли смысл проводить приборные исследования сакральных мест и их свойств или их «особость» является только необычным культурным феноменом, а приборы ничего нам не дают? А быть может, следует вести комплексные исследования?

П. Деверё: Вести приборные исследования, несомненно, необходимо, если такая возможность имеется. Вместе с тем отрицать альтернативные методы тоже не стоит. Скажем, есть люди, обладающие прекрасными способностями к эмпатии, которые способны обратить ваше внимание на такие детали, которые не в силах уловить никакой прибор. Их сведения будут гораздо содержательнее, чем приборные. Впрочем, есть и люди, которые ничего, кроме показаний своих приборов, видеть не в состоянии... Но это только одна сторона вопроса. Есть и другая, поскольку вполне достаточно имеется увлечённых людей – чаще всего молодых – которые излишне самоуверенны. Они склонны преувеличивать значимость своих субъективных ощущений. Но есть и третья сторона. Вы приходите в некое место и переживаете удивительное чувство соприкосновения со священным. И это глубоко личностное сакральное переживание невозможно измерить никакими приборами и никакой эмпатией.

Вообще же, если вы занимаетесь исследованиями, то должны использовать все доступные вам средства, не отдавая предпочтения ни одному из них. Стоит стремиться охватить максимум возможного, но не зацикливаться ни на чём, будь то приборы, эмпатия или даузинг.

Кроме того, не следует забывать: очень важно не только получить в ходе проведения исследование какие-то данные, но и суметь правильно их объяснить, истолковать то, что вы нашли.

Ответы на ряд других вопросов – в следующих номерах «Аномалии».
Благодарим В.Г. Мизина и Г.Н. Паранину за возможность интервью.

Беседовали Константин ШУВАЛОВ и Владимир МОХОВ.
Фото Вячеслава АКУЛОВА и Владимира МОХОВА, специально для «Аномалии».

Послесловие

Собственно выступление Пола Деверё на конференции было посвящено преимущественно обзору материалов, изложенных в его последней на настоящий момент книге «Сакральная география. Расшифровка скрытых кодов пейзажа» («Sacred Geography. Deciphering Hidden Codes of The Landscape» – Gaia Books Ltd, 2010).

Идея наделённого священным смыслом пространства была представлена на примере священных мест и объектов, которые известны в различных традиционных культурах. В числе таких место и объектов – вершины холмов и горные пики, священные источники, реки и озёра, деревья и пещеры, мегалиты, геоглифы и т. д.

Главная причина, по которой подобные объекты традиционно наделялись в человеческом сознании особым значением, заключается в сформировавшихся на протяжении веков представлениях о том, как устроено пространство вообще. Кроме того, свою роль порою играли и некоторые специфические качества, присущие подобным местам.

П. Деверё описал линейные структуры, сооружённые коренными обитателями Северной и Южной Америки. Это ритуальные дороги, которые тянулись через джунгли на большое расстояние и соединяли различные культовые места. Аналогичные пути известны у индейцев анасази, а также у представителей некоторых других племён. Видимо, как нечто подобное, по мнению П. Деверё, следует рассматривать и хорошо известные во всём мире линии в пустыне Наска. Такие дороги и линии являются не чем иным, как своеобразным наглядным воплощением невидимых путей, которые обобщённо можно называть «путями духов».

Интересно, что схожие представления о существовании незримых прямых дорог существовали ещё у неолитического населения Европы. Их материальные воплощения – так называемые курсусы, аллеи менгиров и средневековые линейные сооружения, известные в Ирландии, Британии, Франции, Германии, Албании, России и т. д.
Кроме этого, были представлены сведения об акустических свойствах сакральных мест, работа по исследованию которых ещё только начинается.
Завершая этот краткий отчёт, хотим отметить, что подобные подходы в России, насколько известно редакции, исповедуют, к сожалению, немногие исследователи...