Важно!

Что же делать с экстрасенсами и не только с ними?

Часть 1. Не о себе, но о своём

Станислав ЕРМАКОВ, Андрей ЛИ, специально для www.aeninform.org

В своей тарелке (интервью А. Семёнова)

Журнал "Итоги" №51 / 549 (18.12.06), рубрика "Парадокс"

Президент Ассоциации "Экология непознанного" Александр Семёнов: "Люди, которые внедряются в тематику непознанного, должны быть готовы к необычным вещам. И эти вещи в большинстве случаев несут в себе отрицательный заряд"

Как-то так повелось, что в советские времена островками научного свободомыслия считались Курчатовский институт, Физтех и Московский авиационный институт. В стенах этих серьезных заведений - на семинарах, лекциях или в курилках - можно было услышать необычные смелые тезисы о неопознанных летающих объектах, биополе, звездолетах и прочей околонаучной фантастической тематике. Популяризаторы нетрадиционных наук, понятное дело, не могли быть приняты всерьез со своими идеями большой Академией наук и в результате объединились в одну большую и дружную семью - аудиторию Зигелевских чтений. О том, как выжило во времена советской цензуры и дошло до наших времен самое "непознанное" в стране мероприятие, рассказал "Итогам" во время XXX Зигелевских чтений их бессменный организатор, президент Ассоциации "Экология непознанного" Александр Семенов.

- Александр Евгеньевич, как вам удается на протяжении нескольких лет собирать на Зигелевских чтениях такое количество людей, среди которых присутствуют и именитые ученые, и заставлять их рассуждать о том, чего вроде как бы и нет?

- Все дело в том, что в нашей аудитории каждый человек чувствует себя в своей тарелке. Началась вся эта аномальная эпопея в 1989 году, через год после смерти Феликса Зигеля, известного астронома и популяризатора науки. Тогда в Доме знаний собрались его друзья и единомышленники и решили два раза в год - в день рождения и день смерти Феликса Юрьевича - проводить конференцию, на которой звучали бы доклады самой разной тематики, касающиеся необъяснимых наукой явлений окружающего мира. На первых чтениях присутствовали 80 человек. На последних аудитория выросла уже до пятисот человек. В зале бывает яблоку негде упасть.

- Помните, как у классика: "То тарелками пугают, дескать, подлые, летают..." Неопознанные летающие объекты - это основная тема Зигелевских чтений?

- Первые годы обсуждения действительно в основном были связаны с летающими тарелками. А потом мы выросли из детских штанишек наблюдательной уфологии и на чтениях появились пограничные доклады. Исследователи стали не просто сообщать о случаях наблюдений НЛО, но и выдвигать свои идеи: "А почему, например, Тунгусский метеорит был именно метеоритом, а не космическим кораблем?" Дальше - больше. Продолжу строчку из классика: "...то у вас собаки лают, то у вас руины говорят". Сегодня спектр выступлений стал гораздо шире и разнообразнее. Они касаются и полтергейста, и снежного человека, и вопросов этнографии, и новых проблем физики, и свойств времени, и палеокосмонавтики.

- То есть любой желающий может прийти на чтения и, например, раскритиковать в пух и прах теорию относительности Эйнштейна?

- Главный тезис чтений - это построить гипотезу или дать научное объяснение явлению, которое пока не поддается осмыслению. Пусть докладчик будет неправ в доводах. Пожалуйста, спорьте и доказывайте свою точку зрения. Трибуна свободна для всех. Но в основном у нас выступают те, кто не имеет по каким-либо причинам возможности сообщить о своих работах в академических кругах.

- А внутренняя цензура у вас есть?

- Нет, за исключением редких случаев, когда свои выступления предлагают не вполне адекватные люди или когда пытаются использовать трибуну для выдвижения политических или националистических лозунгов.

- Судя по количеству проблем, не поддающихся научному объяснению, а подчас и вообще осмыслению, человечество находится в каменном веке. Так ли это?

- В отдельных вопросах мы хуже троглодитов. Мало того что не понимаем многих очевидных вещей, мы еще сохранили в исследованиях варварский подход. Готовы взорвать планету, чтобы познать ее. Есть хороший анекдот на эту тему. Летят две планеты, одна цветущая, на которой есть жизнь, и другая, вся сморщенная и в дырках. Благоприятная планета спрашивает: "Слушай, что с тобой случилось?" - "Понимаешь, на мне завелся паразит - человечество называется". - "Ничего, это скоро пройдет".

Сегодня часто получается так: если человек что-то не понимает, то, вместо того чтобы аккуратно исследовать объект, он, как ребенок, норовит сначала сломать, а уже потом дать свое объяснение.

- Какие тенденции в мире непознанного находят сегодня самые большие отклики в вашем сообществе?

- Большой популярностью у аудитории пользуются выступления, связанные с попытками объяснить, что же такое настоящий НЛО. За подобными докладами стоят вполне серьезные, грамотно изложенные физические объяснения, которые, кстати говоря, находят свое практическое применение. Например, кандидат физико-математических наук Алексей Золотов - единственный человек в мире, который защитил диссертацию по проблеме Тунгусского метеорита. Доктор физико-математических наук Роман Авраменко заинтересовался проблематикой бесшумного движения НЛО и разработал концепцию движения объекта в плазменной среде. Кстати говоря, его эксперименты позволили создать в НПО им. Лавочкина плазменные генераторы, которые, потребляя небольшую мощность, могут привести к существенному возрастанию скорости при той же мощности двигателей.

Мировая практика изучения неопознанных летающих объектов тоже знает случаи воплощения околонаучных изысканий в реальные проекты. По некоторым сведениям, в 1972 году в штате Техас была построена станция слежения за НЛО. Этот объект представлял собой трехсотметровую площадку, по краям которой располагались сотни прожекторов, а в центре приемо-передающая аппаратура. Сразу же количество случаев наблюдений за неопознанными объектами возросло. Были зафиксированы случаи пролета над станцией светящихся объектов, которые резко под прямым углом изменяли траекторию полета. При этом из строя выходило радиолокационное оборудование. Тогда встал вопрос, как приспособить аппаратуру к резким изменениям в поведении объектов. Ученые разработали высокоточные датчики с повышенным быстродействием. После чего американское военное ведомство использовало эту технологию для ведения боевых действий. Хитрые устройства моментально фиксировали координаты противника по выстрелу батареи и давали команду для ответного залпа.

Как-то раз из Самары к нам приехал создатель экраноплана. По причине неоднозначного отношения научной общественности к нашему мероприятию он постарался остаться неизвестным. Этот ученый хотел получить для себя уточнения по траектории движения летательных аппаратов и услышать нетрадиционные идеи из мира НЛО. Надеюсь, что исследователь извлек пользу для своего дела.

В некоторых случаях трибуна Зигелевских чтений является стартовой площадкой для последующей раскрутки идеи. Нередко впоследствии доклады выслушивают в МЧС, ЦНИИ машиностроения, Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского.

- А западные коллеги участвуют в ваших чтениях?

- Были исследователи из США, Швеции, Италии, Мексики, Германии, Японии, Ирана. После того как на конференции побывал известный уфолог Джорджо Бонджовани, произошел интересный случай. Итальянец прослушал выступления наших специалистов и сделал для себя вывод, что российское правительство не обращает внимания на данную проблематику и скрывает правду об НЛО. Джорджо имеет доступ во властные структуры Мексики, а тогда между Россией и этой страной планировалось заключение ряда торгово-экономических соглашений. Так вот итальянец высказал свое мнение в приватной беседе одному из высших руководителей Мексики, который придает уфологии большое значение, и это отрицательно сказалось на ходе переговоров.

- Тяжела ли ноша организатора такого мероприятия, ведь приходится пропускать через себя громадное количество тезисов самых разных докладов, порой неадекватных?

- У Зигелевских чтений мощная энергетика. Я стараюсь относиться к нашим темам уважительно и в то же время отстраненно. После двух дней пребывания в президиуме неделю прихожу в себя. Бывали случаи, когда на трибунах докладчики падали в обморок. В зале иногда сидят люди, своеобразные энергетические "слухачи", которые благодаря уникальным способностям предугадывают ход чтений. И чувствуют любые изменения в энергетике аудитории. Они подходят ко мне и говорят, что сегодня на чтениях неправильно выстроена энергетика, необходимо поменять очередность выступления докладчиков. Чтобы сохранить баланс, внедряем в повестку дня позитивное выступление, и ситуация налаживается.

- А как ваша аудитория относится к религиозным вопросам, ведь большинство тем попадает в категорию богохульных?

- Вообще те люди, которые внедряются в тематику непознанного, должны быть готовы к необычным вещам, рождающимся в этой самой среде. И эти вещи в большинстве случаев несут в себе отрицательный заряд. Одни становятся очень религиозными людьми, как, например, доктор технических наук Рэм Варламов, создавший свою теорию о местах посадок НЛО. Этот уфолог к концу жизни, правда, сжег все свои архивы. Да и сам Феликс Зигель на пороге жизни и смерти признавался, что копнул целый пласт новых знаний, которые противоречат религиозным мировоззрениям. Другие пытаются до конца оставаться на позиции научного обоснования мироздания и избегают божественных постулатов. Были случаи, когда такие люди погибали при странных обстоятельствах. Так случилось, например, с известным белорусским физиком Альбертом Вейником. Этот ученый факультативно занимался вопросами времени. Его труды сжигали во дворе белорусской академии наук, и в обстоятельствах его смерти осталось много непонятного. Отрицательная энергетика непознанного очень сильна, поэтому надо быть очень осторожным.

- Самым хорошим обоснованием уфологических исследований может быть контакт с инопланетным разумом, который будет зафиксирован наукой. Когда это произойдет?

- Если верить Нострадамусу, то в 2030 году. Конечно же, это не будет выглядеть как встреча пришельцев с людьми на Красной площади. Я скажу больше: мы уже находимся в постоянном контакте. Важно то, что мы получим в результате этого общения. Меня часто спрашивают: а был ли знаменитый Розуэллский инцидент, когда в руки американцев якобы попали гуманоиды? Я считаю, что если бы был полноценный настоящий контакт, то мы бы уже жили в другом обществе. Человечество получило бы новые знания.

- Есть ли к вам претензии со стороны академической комиссии по лженауке?

- Нет, они не имеют к нам претензий. Мы общественная структура, собираемся два раза в год, не лезем в их академические дела. Выступающих академиков у нас также мало. Их замашки, или, лучше сказать, строгие неписаные правила, не меняются годами. Хотя не секрет, что многие открытия рождаются на стыке науки и околонаучной тематики. Несмотря на это, мы всегда с большой радостью слушаем выступления академиков. Научным патроном и идейным вдохновителем Зигелевских чтений до сих пор является академик РАМН Влаиль Казначеев из Новосибирска, который много лет занимается взаимосвязями в области тонких материй. Умные люди не обходят нас стороной, а, наоборот, находят в нашем лице источник новых знаний.

Дмитрий Сурин