Важно!

Что же делать с экстрасенсами и не только с ними?

Часть 1. Не о себе, но о своём

Станислав ЕРМАКОВ, Андрей ЛИ, специально для www.aeninform.org

Священное и современное

Ермаков С.Э.
(НИО «Северный Ветер», г.Москва)

Издревле на Руси почитали воду. По счастью, не из-за трудности добывания, но от понимания её ценности. Побыв несколько столетий «царём природы», человек ныне вновь начал осознавать, что есть вода.

Почитание воды обусловило трепетное отношение к ключам-родникам. Сотни и тысячи из них слыли священными с незапамятных времён – может быть, ещё дославянских. Сейчас, правда, – о, диво дивное! – то тут, то там словно на дрожжах вырастают у родников часовни, часовенки, памятные знаки: этот ключ, мол, по благословению пробился, другой – по молитве старца. Посему и священны. В стране, так, вопреки нынешним множественным уверениям, и не ставший христианской, скоро, глядишь, все родники будут открываться исключительно по прошению и благословению. Что ж, были (и будут!) на Руси-матушке старцы-чудотворцы. Да только иным из родников по много тысяч, на худой конец – сотен лет. Некому было тогда молиться и благословлять.

Бил, бил себе один такой ключ близ реки Оки. Когда отступил ледник, пришли к нему люди. Поселились поблизости. В каменном ещё веке. Сменялись эпохи. Поил тот ключ крестьян с ближних селищ, дружинников с приокских застав, воинов в Великую Отечественную. Да и в недавние дни тянулись к нему издали, из соседнего села люди за прозрачной и вкусной питьевой водою.

Теперь же сыскались доброхоты. Нарекли ключ «живоносным источником» и давай его благоустраивать. Фонд одноимённый создали. Сняли с ключа старое бетонное кольцо. Вырубили деревья, что притеняли родник (видно, вид портили). Понавезли щебёнки. Крест выложили. Оно вроде бы всё чистенько, благообразненько. А вода в ключе стала цвести и застаиваться. А местные жители рассказали мне, что из тех доброхотов кто болеть стал, кто, на крышу дома залезши, свалился вдруг и ногу сломали… Ну и далее в том же духе.

Давеча вот ещё одну подобную же картину наблюдал. Тёк себе ручеёк, тёк, глядь: вот уже и часовенка, и бетонная площадка округ. И кучи мусора. Может, хоть вода из невкусной, только для полива пригодной, питьевой стала?

Или не стоит всё-таки «легенды» сочинять, не своё своим называть? Не лучше ли просто вычистить из да окрест родничков мусор и не позволять неразумным гадить?.. Знаю я один такой нетронутый (пока ещё) родничок. Несильный. От Москвы недальний. Знай, бьёт себе уже полтысячи лет, не меньше: у истока мы отыскали врытый в землю почти целый горшок шестнадцатого века, а отколовшиеся кусочки вынули из самого ручья. Находили в нём краеведы и средневековые нательные кресты и даже… монетки довоенной поры.

Я всё чаще думаю вот о чём: родники нередко считают памятниками природы, так не пора ли их считать ещё и памятниками истории и культуры, закрепив это законодательно?